Историческая справка

Верхнеландеховское благочиние до образования Ивановской области входило в состав третьего благочиннического округа Гороховецкого уезда Владимирской губернии. Благочинный находился в Верхнем Ландехе. Один из известных начала ХХв. —  протоиерей Николай Нарбеков. Ниже приводятся исторические сведения из документальных источников:  Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии : [выпуски 1-5]. — Владимир : Типо-лит. В. А. Паркова, 1893-1898.

ГОРОХОВЕЦКИЙ УЕЗД

Священник Николай Нарбеков

«Гороховецкий уезд находится в северо-восточной части Владимирской губернии, с севера он граничит с Костромской губернией, с востока – с Нижегородской, с юга – с Муромским и с запада с Вязниковским уездами; по форме он представляет собой продолговатый неправильный четырехугольник, вытянутый от севера к югу с уклонением на запад в южной части; площадь уезда равна 3825 кв. верстам. Почти по середине уезда в направлении от востока к западу протекает река Клязьма, по границе Гороховецкого уезда с Муромским течет река Ока. Из притоков Клязьмы более значительны с левой стороны Лух, с правой Суворощ. Площадь уезда ровная, кроме южной части, где проходит водораздел Оки и Клязьмы: в этом водоразделе встречаются песчаники и гипсы Пермской формации, на правом  берегу Клязьмы алебастр. Почва в северной части уезда преимущественно глинистая, а вся середина его до левого берега Клязьмы болотистая и песчаная, покрыта лесами. На правом берегу Клязьмы расположена полоса, имеющая почву жирную суглинистую; тут разведены сады и огороды.

Население уезда равняется 93614 душам обоего пола, мужчин 43759 и женщин 49855 (в 1896 г.). Но распределено оно по уезду неравномерно: северная часть населения весьма плотно; от этой густо населенной полосы до левого берега Клязьмы тянутся сплошные леса и болота, где нет поселений; далее весьма густо населен правый берег Клязьмы, угол же, образуемый рекой Окою и Суворощью, не имеет населения; юго-западная часть уезда населена менее плотно, чем северная. В уезде нет крупных торговых и промышленных предприятий.

Православное население уезда делится на 37 приходов, из них 10 с населением менее 700 душ мужского пола, 22 – до 2000 душ и 5 свыше 2000 душ. Приходы эти составляют три благочиннических округа.

В 1897 — 98 учебном году в Гороховецком уезде было церковно-приходских школ 20, из них одна второклассная, школ грамоты 18, земских школ 30; учащихся в церковно-приходских школах было 837, в школах грамоты 189, в земских школах 1474. Всех же православных детей школьного возраста было 6650 мальчиков и 6898 девочек; таким образом, оставалось без обучения 3012 мальчиков и 5925 девочек.

Гороховецкий уезд в настоящем своем виде существует со времени учреждения губернии. Ранее же под именем Гороховецкого уезда разумелась небольшая полоса, расположенная по течению Клязьмы, юго-западная часть принадлежала к старинному Муромскому уезду, составляя Замотринский стан его, а северная часть входила в состав Суздальского уезда.

ТРЕТИЙ БЛАГОЧИННИЧЕСКИЙ ОКРУГ ГОРОХОВЕЦКОГО УЕЗДА

В состав третьего округа входят следующие приходы: Верхнеландеховский район — Барановский, Верхне-Ландеховский, Затаеховский, Кромский, Мытский, Обуховский, Симаковский, Чихачевский.

Пестяковский район — Беклемищенский, Георгиевский, Нижне-Ландеховский, Никулинский, Пестяковский, Якушевский.

 

ВЕРХНЕЛАНДЕХОВСКИЙ ПРИХОД

(действующий)

Село Верхний Ландех на речке Ландех находится в 75 верстах от уездного города и в 180 от губернского. Верхнеландеховский приход один из самых многолюдных приходов Владимирской епархии; в настоящее время он состоит кроме села из 108 деревень, а до 1865 года из 142 селений. Недостающие ныне деревни частью образовали особый приход (Симаковский), частью приписаны к другим приходам. – Но эти многочисленные деревни очень не многолюдны: в самой большой из них 30 дворов, а в 58 деревнях менее десяти дворов.

По переписанным книгам 1678 г. половина села Ландеха с многочисленными деревнями и починками значится в вотчине за боярином князем Юрием Долгоруким; в этой вотчине было тогда 354 двора крестьянских и 80 бобыльских с населением 1534 души мужского пола; другая половина также с многочисленными деревнями была в вотчине за князем Юрием Пожарским, в ней было 222 двора крестьянских и 136 бобыльских с населением 1248 душ мужского пола. – В селе Ландехе было два двора боярских и двор земского дьячка.

К сожалению, мы не имеем сведений о том, когда и кем построена в первый раз в Ландехе церковь. Но нужно думать, что богатая боярская вотчина имела уже церковь и в XVII столетии. В настоящее время в Ландехе несколько церквей.

  1. Каменная церковь во имя Вознесения Господня с теплым приделом во имя Трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; построена эта церковь в 1731 году на средства крестьянина села Ландеха Льва Прокопьевича Наумова.

Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена богато. Из святых икон обращают на себя внимание: 1) образ Господа Вседержителя; 2) Иверская икона Божьей Матери, приложенная графом Н. Марк. Ивелич; риза на ней серебряная (29 фунтов), украшена жемчугом и драгоценными камнями, золотою цепью и серьгами из фермуара княгини Ивелич; на иконе – звезда генерала Титова; 3) икона Божьей Матери «Всех Скорбящих Радости» и Успенья Пресвятой Богородицы приложенная храмоздателем Наумовым и 4) икона Вознесения Господня в серебряной вызолоченной ризе, писана на кипарисной доске. Но самую большую драгоценность составляет напрестольное Евангелие – печатанное 1689 г. в серебряном вызолоченном окладе, приложенное храмоздателем Наумовым; Евангелие весит 1 пуд 33 фунта, помещается в особом киоте за престолом против горного места. На верхней доске в середине чеканное изображение Преображения Господня, по углам 4 Евангелистов, а в промежутках – Моление Иисуса Христа о Чаше, приведение Его к Пилату, бичевание Его у Пилата и представление Его народу Иудейскому в терновом венце. На нижней доске – крест, окаймленный драгоценными камнями. – На сгибе или корешке переплета – чеканные изображения – Николая Чудотворца, Трех святителей, Вознесения Господня, Благовещения Пресвятой Богородицы. Напечатано Евангелие на александрийской бумаге очень крупным шрифтом. Начальная буква каждого стиха написана золотом; поля украшены разными золотыми и разноцветными узорами. – На обороте второго листа находится  красноречивая подпись: «Благословением Отца, поспешением Сына и содействием Святого Духа, молитвами неусыпаемыми Богоматери…. Силою Честного и Животворящего Креста, помощью Проповедателей Евангелия во всю вселенную, яко труби небесные, святых угодников Божьих…. Снисканием и поспешением обещальника к украшению сего Евангелия и ко преданию на престол Льва Прокопьевича Наумова в Верхнем Ландехе каменную церковь Вознесения Господня дерзнухом мы грешные и недостойные, первые в гресех, последние в человеческих и снискатели сего изукрашества сподобихомся описати тиснение сего святого Евангелия, окружихом каймами всякия разныя травы чернилом, росписею и златом и всяким ухищрением, но надеянием на помощь Всещедрого Бога введохом в печать сея Книги многия слова златом понеже сии слова в книгу не напечатаны были…». В конце подписи названы имена трудившихся художников. Год работы не известен.

По своей древности и украшениям, наконец, замечательны воздухи, кресты на коих низаны жемчугом и шиты золотом.

  1. Каменный Никольский храм. – До 1815 г. на месте этого храма была деревянная церковь, которая в этом году сгорела. В 1863 году на месте сгоревшей церкви и устроен настоящий храм.

Престолов в этом храме три: а) во имя Святого Николая Чудотворца (освященный в 1863 г.), б) во имя святого благоверного князя Александра Невского (освященный в 1863 г. в память освобождения Императором Александром II крестьян от крепостной зависимости) и в) во имя равноапостольного князя Владимира.

Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из святых икон особенно чтимы прихожанами древние иконы – Николая Чудотворца и Смоленской Божьей Матери.

  1. Недалеко от Никольского храма находится каменный же Ильинский храм, построенный в 1790 году.

Престолов в этом храме три: в холодном – во имя святого пророка Ильи, в приделах теплых – во имя Алексея человека Божия и Казанской иконы Божьей Матери. – Над главным престолом устроена сень.

Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами и эта церковь снабжена достаточно.

  1. На кладбище находится четвертый, но уже деревянный храм.

Престол в этом храме один – во имя святого апостола Петра и Павла; построен он в 1780 году.

Утварью и ризницей храм снабжен достаточно.

Причт при всех этих церквах состоит из четырех священников, штатного дьякона и 4 псаломщиков. На содержание их из разных источников получается до 3200 рублей в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 4 дес. 149 саж., пахотной 44 дес. 1928 саж., сенокосной 6 дес. 1928 саж., план и межевые книги на эту землю имеются. Кроме сего, в пустоши Яниной в 8 верстах от села имеется 37 дес. 748 саж. Лесу дровяного и строевого. – Причт пользуется дровами и на постройки.

Приход состоит из села Верхнего Ландеха и деревень: Сосуновки (10 верст от церкви), Кобелят (10 верст), Митина (3 вер), Зенят (3 вер), Крутых (4 вер), Пашутина (4 вер), Лаврентьева (8 вер), Медвежья (5 вер), Симанят (7 вер), Кобылина (7 вер), Язвиц (10 вер), Шигалят (8 вер), Овчинников (8 вер), Мальянова (10 вер), Лаптят (10 вер), Бутырок (10 вер), Сахарова (12 вер), Марищ (1/2 вер), Ларина (1/2 вер), Докова (6 вер), Малеева (6 вер), Старикова (12 вер), Рыжкова (8 вер), Тороносихи (3 вер), Лопоухов (4 вер), Затеихи (6 вер), Харина (10 вер), Терешат (10 вер), Паршукова (12 вер), Пороек (9 вер), Засеки (12 вер), Зыбкина (12 вер), Крутовской (11 вер), Терехинской (8 вер), Кислят (5 вер), Осина (6 вер), Якутина (6 вер), Кузовят (5 вер), Савят (5 вер), Трефилихи (7 вер), Кандуры (8 вер), Печенкина (8 вер), Рыбина (9 вер), Малого Бортного (9 вер), Большого Бортного (9 вер), Голубят (9 вер), Хромцова (12 вер), Токарева (1 ½ вер), Татьянихи (1 ½ вер), Царенкова (3 вер), Заролехи (5 вер), Вишурят (4 вер), Малой Муровки (5 вер), Перепелина (1 вер), Данилова (1 вер), Кашарят (3 вер), Мутовки (3 вер), Худякова (5 вер), Меркуш (5 вер), Кислят (5 вер), Погостов (5 вер), Сысуев (6 вер), Казарят (6 вер), Курилова (3 вер), Лопаков (3 вер), Костюхина (3 вер), Борина (1 вер), Слободы (1 вер), Кормушина (2 вер), Погрелки (2 вер), Старой (2 вер), Лобашева (1 вер), Крутых (3 ½ вер), Гороховки (3 ½  вер), Плоскирят (3 ½ вер), Косикова (5 вер), Вершинихи (5 вер), Большой Муровки (7 вер), Забольтья (7 вер), Воинова (7 вер), Грузденина (8 вер), Каликина (7 вер), Елшать (7 вер), Опалихина (7 вер), Андронова (7 вер), Бельников (9 вер), Власова (9 вер), Михайлова (9 вер), Баженова (10 вер), Пожастина (7 вер), Малышихи (7 вер), Хвостят (6 вер), Воробьева (6 вер), Федотова (7 вер), Березовки (6 вер), Зевалова (6 вер), Заглупаева (4 вер) и Кадниц (4 вер); во всех этих поселениях по клировым ведомостям числится 1235 дворов, 3949 душ мужского пола и 4618 женского.

В Верхнем Ландехе с 1863 года существует земская народная школа, учащихся в 1897 г было 123.

В приходе кроме того имеются три школы грамоты, учащихся в 1897 г в них было 47.

 

БАРАНОВСКИЙ ПРИХОД

(не действующий)

Село Бараново при речке Невре находится в 80 верстах от уездного города и в 180 верстах от губернского.

До учреждения губернии село Бараново принадлежало к старинному Суздальскому уезду. По переписным книгам 1678 г. это село значится за князем Иваном Андреевичем Хилковым; в состав вотчины входили кроме села и деревни – Осоки, Кирьяниха, Малина, Высокое, Осиноватое, Красный остров, Душино, Афанасьево, Ганчаки, Батраково, Сидорово, Олешинская и Окатово. Во всех этих поселениях было тогда 38 дворов крестьянских и 44 бобыльских с населением 239 душ мужского пола.

Когда и кем в Баранове построена в первый раз церковь, сведений о том не сохранилось. Но судя по сохранившемуся в церкви синодику, с надписью от 1701 года, можно думать, что церковь здесь существовала уже в XVII столетии.

В 1843 г. бывшая в Баранове деревянная церковь сгорела и на месте  ее в 1843 – 49 гг. на средства помещицы княгини Натальи Юрьевны Салтыковой построен каменный храм с такою же колокольнею.

Престолов в этом храме три: главный – в честь Владимирской иконы Божьей Матери, в трапезе теплой – во имя Всех Святых (освящен в 1844 г.) и в честь Казанской иконы Божьей Матери (устроен в 1848 г.). На время постройки каменной церкви на кладбище была устроена деревянная, которая стояла здесь до 1868 года.

Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего-либо замечательного по ценности или древности в церкви не имеется.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается из разных источников немного более 300 руб. в год. Дом для священника церковный, а у псаломщика собственный.

Земли при церкви – пахотной и усадебной 33 десятины, сенокосной земли нет; плана и межевой книги на эту землю не имеется. Кроме сего, княгине Салтыковой приложено в пользу причта в 1882 г. 11 десятин 1193 саженей лесу.

Приход состоит из села Баранова и деревень: Малинской (близ церкви), Осок (1/4 вер), Батракова (2 вер), Соловьева (2 вер), Шешенихи (4 вер), Агафонова (4 вер), Высокова (1 ½ вер), Пролом (3 вер), Осинова (1 вер), Острова (2 вер), Душина (3 вер), Чурилок (3 вер) и Гончакова (4 вер); во всех этих селениях по клировым ведомостям числится 166 дворов, 392 души мужского пола и 408 женского.

При церкви имеется школа грамоты; учащихся в 1897 – 98 учебном году было 30.

 

ЗАТАЕХОВСКИЙ ПРИХОД

(не действующий)

Затаеховская слобода на реке Лух и речке Таех находится в 76 верстах от уездного города и в 150 от губернского. Так как эта слобода непосредственно примыкает к селу Мыту, то приход часто именуется и более известен под именем Мытского.

По преданию, на месте настоящей церкви в слободе существовал когда-то мужской монастырь (местность около церкви и доселе называется монастырем), но никаких письменных свидетельств об этом монастыре не сохранилось. До постройки каменной церкви в прошлом столетии была здесь деревянная церковь. В 1801 г. на средства крестьянина Ивана Родионова устроен каменный храм. Трапеза его в 1867 г. расширена.

Престолов в храме в настоящее время три: главный – в честь вознесения Господня, в трапезе теплой – в честь  Животворящего Креста и Смоленской иконы Божьей Матери (устроен в 1877 г.).

Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Особенно чтим прихожанами и окрестными жителями Животворящий Крест с изображением Распятого Спасителя – древнего письма. Крест этот вынесен из прежней деревянной церкви. Ценностью украшений отличается риза на Смоленской Божьей Матери, она низана жемчугом и украшена стразами. Бывшие в церкви оловянные сосуды переданы в древлехранилище братства Александра Невского.

Близ церкви с давних пор существует деревянная часовня. По одному преданию, она построена в память отдохновения на этом месте преподобного Макария Унженского, когда он шел к другу своему преподобному Тихону Лухскому. По другому преданию, здесь явилась Казанская икона Божьей Матери, которая затем перенесена была в Казанскую церковь села Мыта. Ежегодно 8-го июля бывает крестный ход в эту часовню из Мытской и Слободской церквей.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик.

На содержание их получается около 500 рублей. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви по плану генерального межевания значится 37 десятин 716 саженей, из них пахотной и сенокосной 33 десятины. Но вместо этой земли причт с давних лет пользуется землей, отведенной помещиком в недостаточном количестве.

Приход состоит из слободы Затаеховской и деревень: Серкова (2 версты от церкви), Мартынова (2 вер), Дарьина (3 вер), Мишина (3 вер), Волкова (3 вер), Филатова (6 вер), Маклакова (8 вер) и Гоголей (10 вер), в коих по клировым ведомостям числится 236 дворов, 589 душ мужского пола и 700 женского.

При церкви имеется школа грамоты; учащихся в 1897 г. было в ней 13.

 

КРОМСКИЙ ПРИХОД

(не действующий)

Село Кромы при речке Сонгире находится в 80 верстах от уездного города и в 170 от губернского, близ границы Гороховецкого уезда с Костромской губернией.

По писцовым книгам Суздальского уезда 1628 г. значится за князем Андреем Андреевичем Хованским «село, что был погост Кромы, в селе церковь священно-мученика Василия, пресвитера Анкирского древяна клецки с папертью – строение вотчиниково; при церкви два священника, пономарь, просвирня, 6 келий нищих («питаются от церкви Божьей»); пашни церковной по 8 четвертей в поле, сена 3 копны, лесу непашенного 1 ½ десятины».

Вместе с селом тому же вотчиннику принадлежали деревни: Шатуново – 4 дворов крестьянских и 7 бобыльских (в настоящее время здесь 16 дворов), Былое Раменье – 4 двора крестьянских и 3 бобыльских, Рубцово – 2 двора бобыльских (ныне 4 двора), Петрово – 4 двора крестьянских и 4 бобыльских (ныне 15 дворов), Климетино – 6 дворов крестьянских, Орлово – 5 дворов крестьянских и 3 бобыльских, Окатово – 1 двор крестьянский и 1 бобыльский (ныне 10 дворов), Ломки Большие и Малые – 2 двора крестьянских и 2 бобыльских (ныне одна деревня 6 дворов),  Сидорова – 4 двора (ныне 12 дворов), Хмыльнинское – 2 двора, Осиновец – 6 дворов, починки: Сватилово – 1 двор, Тимошкино – 2 двора (ныне здесь11 дворов), Осоки – 2 двора, Пищухино – 1 двор, Кузин – 2 двора, Лисенин – 1 двор, Олешинское – 2 двора (ныне 19 дворов).

Таким образом, церковь в Кромах существовала уже в начале XVII столетие. Дальнейшие сведения о ней довольно скудны. Из сохранившегося в церкви указа Геннадия, епископа Суздальского, от 1764 г. видно, что кроме теплой церкви во имя святого Василия Анкирского была еще церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, построенная очевидно уже после 1628 года. В 1789 г. Васильевская церковь сгорела и на ее месте вновь построена деревянная церковь во имя того же святого. В 1837 г. эта церковь по просьбе прихожан перенесена была в вновь устроенное кладбище, где и остается до настоящего времени.

В 1821 – 34 гг. вместо обветшавшей уже Покровской церкви построен каменный храм, который существует здесь и в настоящее время. В 1839 – 41 гг. построена при нем каменная колокольня.

Престолов в храме три: в холодном в память Сошествия святого Духа на апостолов, в трапезе теплой во имя Святого Николая Чудотворца и Покрова Пресвятой Богородицы (освящены в 1824 году).

Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из святых икон особенно чтимы прихожанами две иконы Казанской Божьей Матери; на одной из них поставлен год 1706-й. Сохранилось рукописное напрестольное Евангелие 1605 г.

Причта в приходе по штату положено – священник, дьякон и псаломщик. На содержание их из разных источников получается до 900 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: под церковью 390 саженей, усадебной 2 десятины 1964 саженей, пахотной 34 десятины 124  саженей, в том числе покоса 1500 саженей; план на землю имеется.

Приход состоит из села Кром и деревень: Ломок (1/2 версты от церкви), Сидорова (1/2 вер), Макунина (1/2 вер), Шашина (2 вер), Алешинской (2 вер), Окатова (3 вер), Большой Молябухи (3 вер), Малой Молябухи (5 вер), Никольской (6 вер), Брусова (3 вер), Бахаевской (2 вер), Закурина (1 вер), Отлужкова (3 вер), Рубцова (3 вер), Шатунова (3 вер), Лыкова (3 вер), Тимошинской (3 вер), Неделинской (5 вер), Крутых (4 вер), и Рудакова (3 вер), всего 21 деревня, в них по клировым ведомостям числится 277 дворов, 1206 душ мужского пола и 1432 женского.

В селе  Кромах с 1864 г. существует земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 85. С 1896 года открыта школа грамоты, в ней в 1897 г. училось 14 человек.

 

МЫТСКИЙ ПРИХОД

(действующий)

Село Мыт при реке Лух находится в 77 верстах от уездного города и в 150 от губернского.

По переписным книгам 1678 г. село Мыт с деревнями значится вотчиной князя Юрия Александровича Долгорукова; в селе был двор боярский, двор приказчиков, а во всей вотчине насчитывалось 87 дворов крестьянских и 151 бобыльских с населением 612 душ мужского пола.

Когда в первый раз в Мыту построена церковь, сведений о том не сохранилось. Но вероятно, она была здесь и в XVII столетии. В настоящее время в Мыту три каменных церкви.

  1. Холодная Казанская церковь, построенная в 1795 году.

Престолов в этой церкви пять: главный в честь Казанской иконы Божьей Матери, в приделах во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба, святых безсребнников Козьмы и Демьяна, святого Иоанна Предтечи и Корсунской иконы Пресвятой Богородицы.

Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена довольно богато. Из святых икон особенно чтимы прихожанами иконы Господа Вседержителя, Казанской и Корсунской Божьей Матери; в приходе они почитаются чудотворными; ризы на них серебряно вызолочены, украшены жемчугом и драгоценными камнями. Относительно Корсунской иконы Божьей Матери есть предание, будто князь Пожарский, проходя с войском из Нижнего Новгорода в Москву через село Мыт, брал с собою эту икону и после возвратил ее. По ценности украшений обращают на себя внимание большие сосуды, напрестольный крест – серебряные вызолоченные и напрестольное Евангелие в серебряном окладе (вес Евангелия 2 пуда). Сохранилось напрестольное Евангелие изданное 1695 г. и деревянные брачные венцы.

  1. Теплая Никольская церковь, построенная прихожанами в 1817 году.

Престолов в этой церкви два: главный во имя Святого Николая чудотворца, в приделе во имя Трех святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Особой утвари и ризницы при этой церкви нет.

  1. Кладбищенская церковь, построенная в 1817 году на средства помещика князя Федора Николаевича Голицына.

Престолов в ней один во имя Всех Святых; имеется особая хотя и не богатая утварь.

Причта при всех этих церквах состоит из двух священников, дьякона и двух псаломщиков. На содержание их получается от служб и требований до 1060 рублей в год, процентов с причтового капитала (900 рублей) – 36 рублей. Дома у членов причта собственные на общественной земле.

Земли при церкви: усадебной — общей с крестьянами 1 десятины 100 саженей, под кладбищем 2100 саженей, под домами причта 1 десятина 1050 саженей, пахотной 33 десятины, сенокосной 16 десятин 2002 саженей. Кроме того, в пустоши Осинкова имеется 20 десятин пахотной земли и 4 десятины 1185 саженей сенокосной. Планы и межевые книги на всю землю имеются.

Приход состоит из села Мыта и деревень: Петелина (3 версты от церкви), Мошкова (8 вер), Офремова (8 вер), Обросова (9 вер), Кочина (10 вер), Курдина (8 вер), Совина (11 вер), Зименок (2 вер), Задней (6 вер), Игнатовки (5 вер), Крюковской (4 вер), Перлова (7 вер), Дарьина (2 вер), Ревякина (4 вер), Павлигина (3 вер), Чеусова (5 вер), Деткова (6 вер), Марьина (6 вер), Максимова (9 вер), Субботина (10 вер), Тряпина (10 вер), Васкина (3 вер), Якшина (5 вер), Иванькова (7 вер), Елагина (4 вер), Юрина (6 вер), Исакова (2 вер) – всего село и 27 деревень, в коих по клировым ведомостям числится 698 дворов, 1666 душ мужского пола и 1993 женского.

В Мыту имеется двухклассное министерское училище; учащихся в 1897 г. было 123. В деревне Перлове имеется школа грамоты, в ней 14 учащихся.матери. ца даже бедны. остальном храме остается

 

ОБУХОВСКИЙ ПРИХОД

(не действующий)

Село Обухово находится в 85 верстах от уездного города и в 180 верстах от губернского, на самой границе Гороховецкого уезда с Костромской губернией.

Первая церковь деревянная построена была в Обухове в 1702 г. Но во второй половине XVIII в. (год неизвестен) построена была вновь деревянная церковь, которая и существовала здесь до постройки каменной церкви, а затем была продана в село Макарово Костромской губернии.

В 1841 – 51 гг. построен существующий ныне каменный храм с такою же колокольнею.

Престолов в этом храме три: главный во имя Преображения Господня, в трапезе теплой во имя Святого Николая Чудотворца и Рождества Пресвятой Богородицы.

Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего-либо замечательного по своей ценности или древности в церкви не имеется.

Причта в приходе по штату положено – священник и псаломщик. На содержание их получается: жалованья из государственного казначейства 400 р. и от прихода и земли до 250 руб. в год. Дома для членов причта устроены церковные.

Земли при церкви: усадебной 2,204 саж., пахотной 33 дес. 796 саж., под кустарником 1 дес. 1,800 саж., под дорогами 2,348 саж.; план и межевая книга на землю имеются.

Приход состоит из села Обухова и деревень: Жерновки (1 вер. от церкви), Бортникова (1 вер.), Невры (4 вер.), Поневерья (4 вер.), Каменок (5 вер.) и Починка (7 вер.), в коих по клировым ведомостям числится 307 душ мужского пола и 859 женского.

В приходе нет никакой школы.

 

СИМАКОВСКИЙ ПРИХОД

(действующий)

Село Симаково при речке Годовице находится в 77 верстах от уездного города и в 180 от губернского.

Симаковский приход выделился в 1865 г. из Верхне-Ландеховского прихода, когда в Симакове построена была церковь, а до того времени Симаково было деревней. Деревня эта образовалась в начале XVII в., ибо в писцовых книгах 1628 г. отмечено: починок, что была пустошь Симакова, за окольничим князем Григорием Константиновичем Волконским, в нем тогда был только один бобыльский двор.

Первая церковь построена была в Симакове в 1865 г.; в 1880 г. эта церковь сгорела.

В 1881 – 83 гг. в Симакове была построена каменная церковь с такою же колокольнею на средства Е. И. Осипова.

Престолов в ней три: главный в честь Казанской иконы Божьей Матери.

Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно.

Причта в приходе по штату положено: священник, дьякон и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоисправлений, хлебного сбора и земли церковной до 730 рублей в год. Дома для членов причта устроены прихожанами на церковной земле.

Земли при церкви: под церковью и кладбищем 2 десятины, усадебной 3 десятины, пахотной и сенокосной 28 десятин; земля эта пожертвована помещиком Павлом Петровичем Булыгиным; дарственная запись есть, но плана и межевой книги не имеется.

Приход состоит из села Симакова (в нем в настоящее время 14 дворов) и деревень: Маркова (1/4 версты от церкви), Неделина (1/4 вер), Сметанина (1 ½ вер), Кокина (1 ½ вер), Оксенова (2 ½ вер), Матюгина (3 ½ вер), Верещагина (4 вер), Тронина (4 вер), Цаплина (1 ½ вер), Годовиц (1 ½ вер), Выметков (2 вер), Бора (3 вер), Сергеева (5 вер), Потаповской (3 ½ вер), Горбунова (5 вер), Коканина (4 вер), Исакова (4 ½ вер), Елшина (4 ½ вер), Скудина (5 вер), Крячкова ( 4 вер), Степунина (2 ½ вер), Погорелки (4 ½ вер), Вислец (4 ½ вер), Хлыстова (3 вер), Солодихина (2 вер), Ловакина (1 ½ вер), Дружинихи (1 ½ вер), всего село и 27 деревень, в коих по клировым ведомостям числится 927 душ мужского пола и 1076 женского, в том числе 24 души раскольников поповцев.

В Симакове с 1889 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 27.

 

ЧИХАЧЕВСКИЙ ПРИХОД

(действующий)

Село Чихачево при речке Ингере находится в 70 верстах от уездного города и в 150 от губернского.

Когда построена в Чихачеве в первый раз церковь, сведений о том не сохранилось. Но из надписи на колоколе видно, что в 1777 г. здесь была уже церковь во имя Святого Николая Чудотворца и великомученика Димитрия Солунского.

Существующий в настоящее время в Чихачеве каменный храм построен прихожанами в 1813 г.; трапеза этого храма в 1856 г. распространена.

Престолов в этом храме три: главный – во имя Святого Николая Чудотворца, в трапезе теплой – во имя святого великомученика Димитрия Селунского и святого великомученика Георгия Победоносца.

Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена вполне достаточно; чего-либо замечательного по древности или ценности не имеется.

Причта в приходе по штату положено: священник, дьякон и псаломщик. На содержание их получается от служб и требоправлений и процентов с причтового капитала (688 рублей) до 830 рублей в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 1878 саженей, пахотной 27 десятин 137 саженей, под лесом по плану генерального межевания 6 десятин, но в настоящее время около 3 десятин обращено в пашню и покос, покоса 2280 саженей, под церковью и кладбищем 1218 саженей, под речкою 228 саженей, отхожего сенокосного покоса при реке Лух 3 десятины 840 саженей, а всего 38 десятины 1781 саженей; план и межевые книги на всю землю имеются.

Приход состоит из деревень: Мохнева (1 верста от церкви), Чихачева (1/2 вер), Хмелина (2 вер), Васькова (5 вер), Кленок (5 вер), Горы (2 вер), Зубарихи (1 вер), Староселья (1/2 вер), Козицына (2 вер), Нашни (1 вер), Князькова (2 вер), Малахова (3 вер) Ерова (3 вер), и Высокова (4 вер); во всех этих деревнях по клировым ведомостям числится 688 душ мужского пола и 768 женского.

При церкви с 1886 года существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 году было 35.

 

Пестяковский район:

ПЕСТЯКОВСКИЙ ПРИХОД

(действующий)

Село Пестяки при речке Пурешке находится в 60 верстах от уездного города и в 165 от губернского.

Первые сведения о церкви в селе Пестяках находятся в писцовых книгах Суздальского уезда за 1628 г.; в этих книгах отмечено: «за стольником князем Иваном Никитичем Хованским вотчина за царя Василия Московское осадное сиденье погость Пестяки на речке Пурехе – церковь Николая Чудотворца деревянные клецки – строение мирское. При церкви священник, дьячок и просвирня, 11 келий нищих; пашни церковной середние земли по 14 четвертей в поле, сена 12 копен, лесу пашенного 2 десятины. На церковной земле деревня приказного человека, в ней 6 дворов деловых людей».

По переписным книгам 1678 г. село Пестяки с многочисленными деревьями значится за князем Петром Ивановичем Хованским; во всей вотчине тогда было 125 дворов крестьянских и 139 бобыльских с населением 1297 душ мужского пола.

В настоящее время село Пестяки большое торговое село, а приход Пестяковский по населению немногим меньше, чем Верхне-Ландеховский; в нем кроме села 78 деревень.

Существующая в настоящее время в Пестяках каменная церковь построена в 1752 – 60 гг. после того, когда деревянная Никольская церковь сгорела. В 1858 – 61 гг. трапезная церковь была распространена. Время построения каменной колокольни не известно.

Престолов в этом храме три: главный во имя Успения Пресвятой Богородицы, в трапезной во имя Святого Николая Чудотворца и святого Петра, митрополита Московского. Над главным престолом устроена сень на 4 резных колоннах.

Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена довольно богато. Из святых икон обращают на себя внимание: 1) икона Успенья Пресвятой Богородицы, копия с иконы в Киево-Печерской Лавре, в серебряной вызолоченной ризе, на Спасителе и Богоматери венцы золотые, в венце Богоматери крупный алмаз; в иконе в особом ковчежце пять частиц святых мощей и песок из гроба священно-мученика Антипы; на ризе надпись: «истинное изображение чудотворной иконы Успенья Пресвятой Богородицы Печерская Киевская 1703 г.». 2) Толгская икона Божьей Матери в серебряном окладе. 3) Тихвинская икона Божьей Матери в серебряной ризе, взятая в 1870 году из раскольничьей молельни. От 1753 г. сохранилось напрестольное Евангелие в серебряном окладе, от 1799 г. серебряный вызолоченный напрестольный крест. Сохранились: напрестольное Евангелие изданное 1599 г., деревянный потир и оловянный ковчег.

На кладбище в Пестяках имеется особая деревянная церковь, построенная прихожанами в 1787 г.; при ней каменная колокольня, построенная в 1885 г.

Престолов в ней один во имя Живоначальной Троицы; имеется особая утварь и ризница. Богослужение в ней совершается летом причтом Успенской церкви.

В селе имеются две каменных часовни.

Причта в приходе по штату положено – три священника, дьякон и три псаломщика. На содержание их получается – от служб и требоисправлений, от земли и хлебного сбора и процентов с причтового капитала (865 руб.) – до 3200 рублей в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: пахотной 90 десятин 684 саженей, из них около 10 десятин зарощено дровяным лесом, сенокосной 13 десятин 2120 саженей, под дорогами и речкой 6 десятин 1440 саженей, усадебной 2052 саженей; план и межевая книги на всю землю кроме усадебной имеются.

Приход состоит из села Пестяков и деревень: Макарят (2 версты от церкви), Галашева (3 вер), Доменина (3 вер), Больших Патреевых (4 вер), Малых Патреевых (4 вер), Шестакова (3 вер), Родина (4 вер), Красули (5 вер), Безданных (6 вер), Игошина (7 вер), Больших Гудковых (7 вер), Митьки (5 вер), Шеят (6 вер), Онисимова (6 вер), Терехина (5 вер), Митинской (3 вер), Голенкова (1/2 вер), Костина (8 вер), Левина (6 вер), Малых Гудковых (6 вер), Давыдова (6 вер), Потанина (9 вер), Вербина (9 вер), Ларина (9 вер), Горят (8 вер), Скобы (3 вер), Федина (5 вер), Утки (6 вер), Троцы (9 вер), Дудят (8 вер), Кокуши (5 вер), Семенова (3 вер), Доронина (2 вер), Купенихи (3 вер), Иовина (3 вер), Короткова (5 вер), Андреихи (7 вер), Похмелина (3 вер), Лаврушкина (2 вер), Паршина (3 вер), Дырихи (2 вер), Марьина (5 вер), Колобят (5 вер), Тимагина (4 вер), Погорелки (2 вер), Черновской (3 вер), Лариковки (5 вер), Оксенихи (5 вер), Гомозят (6 вер), Лаврова (8 вер), Дружинина (10 вер), Черепова (3 вер), Дианова (3 вер), Горок (1 вер), Сорокина (7 вер), Крутикова (8 вер), Керегина (8 ½ вер), Кочат (8 вер), Никулина (8 вер), Малеева (8 вер), Малыжат (7 вер), Полякова(4 вер), Тиманова (5 вер), Соловарова (6 вер), Чурбанова (7 вер), Первых Высоких (7 вер), Вторых Высоких (8 вер), Третьих Высоких (9 вер), Лезгина (8 вер), Соколят (7 вер), Еремят (6 вер), Шалаева (3 вер), Луканина (4 вер), Гуркина (5 вер), Прудков (7 вер), Баранят (6 вер), Бороны (7 вер) и Трухина (8 вер), всего село и 78 деревень, в них по клировым ведомостям числится 3293 души мужского пола и 3615 женского.

В Пестяках имеется земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 100.

В деревни Горятах и Скобе имеются школы грамоты; учащихся в обоих школах 16 мальчиков.

 

БЕКЛЕМИЩЕВСКИЙ ПРИХОД

(действующий)

Село Беклемищи при речке Беклемищевке находится в 67 верстах от уездного города и 170 от губернского.

Когда в Беклемищах построена в первый раз церковь, сведений о том не сохранилось. Но из надписи на сохранившихся богослужебных книгах видно, что в 1760 году здесь было две деревянных церкви. В 1823 г. обе эти церкви от удара молнии сгорели. В 1823 – 33 гг. на месте их построен существующий ныне каменный храм.

Престолов в этом храме два: главный – в память обновления храма Воскресения Христова, в трапезе теплой – во имя Святого Николая Чудотворца.

Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Из святых икон особенно чтима прихожанами и окрестными жителями Казанская икона Божьей Матери, называемая в простом народе «Киряковскую» потому, что она списана с чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, находящейся в селе Кирякове Нижегородской губернии. В честь этой иконы в Беклемищах с давних пор установлено празднество в 9-е воскресенье после Пасхи; на это празднество стекается много богомольцев и из соседних приходов.

Причта в приходе по штату положено: священник, дьякон и псаломщик. На содержание их получается жалованья из государственного казначейства 550 руб. и из других источников до 400 руб. с небольшим в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 1 десятина 824 саженей, под церковью и кладбищем 1769 саженей, под дорогами и речкою 746 саженей, пахотной 29 десятин 2364 саженей, а всего 32 десятины 156 саженей; сенокосной земли нет. План и межевая книга на землю имеются.

Приход состоит из деревень: Кучина (близ церкви), Жегалова (1 вер), Безрукавкова (1 вер), Крутых (2 вер), Мясят (2 вер), Пронят (2 вер), Худякова (4 вер), Кожанова (6 вер), Гарей (7 вер), Ромашат (1 вер), Конатина (4 вер), Федорят (4 вер), Бокова (4 вер), Ново-Ивановской (3 вер), Кузьминки (3 вер), Гуляева (2 вер), Плешанова (1 вер), Онисимова (2 вер), Красничат (4 вер), Каменок (5 вер), Станков (4 вер), Поветников (5 вер), Отерина (7 вер); всего 23 деревни, в коих по клировым ведомостям числится 407 дворов, 834 души мужского пола и 945 женского.

При церкви с 1890 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 – 98 учебном году было 21.

 

ГЕОРГИЕВСКИЙ ПРИХОД

(действующий)

Село Георгиевское при речке Малом Пенихе находится в 50 верстах от уездного города и в 165 от губернского.

Когда в Георгиевском построена в первый раз церковь, сведений о том не сохранилось. Но до 1821 года существовала уже здесь деревянная церковь во имя святого в. – мученика Георгия. В 1821 году вместо нее построен каменный храм. В 1884 году трапеза храма расширена, а в остальном храм остается без существенных изменений.

Престолов в этом храме два: главный – в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, в приделе теплом – во имя святого в. – мученика Георгия.

Внутренние церковные украшения не отличаются богатством, а утварь и ризница даже бедны. Из святых икон особенно чтима прихожанами храмовая икона Казанской Божьей матери. Имеется сребропозлащенный ковчежец с частицею мощей святого в. – мученика Георгия.

Причта в приходе по штату положено: два священника, дьякон и два псаломщика. На содержание их из разных источников получается до 780 руб. в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 3 десятины, пахотной 29 десятин и неудобной 6 десятин, сенокосной земли нет; план и межевая книга на землю имеются.

Приход состоит из деревень: Кулыева (2 версты от церкви), Калининой (4 вер), Мнучихи (3 ½ вер), Степанова (4 вер), Ханеевки (2 вер), Погорелок (2 вер), Горок (1 вер), Алехина (3 вер), Сковородина (2 вер), Кулыжат (4 вер), Филипкова (5 вер), Починка (3 вер), Бобрихи (1 вер), Вохушина (1/2 вер), Алешина (1/2 вер), Палагина (4 вер), Копылихи (2 вер), Вишнякова (1 вер), Петровки (1/2 вер). Копани (3 вер), Крапивнова (4 вер), Хрычева (5 вер), Тропят (3 вер), Потанина (2 вер), Терехова (3 ½ вер), Большого и Малого Филипкова (4 вер), Давыдовки (2 вер), Полежаева (5 вер) и Яблонной (4 вер), всего 31 деревня, в них по клировым ведомостям числится 372 двора, 1182 души мужского пола и 1329 женского.

При церкви с 1887 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 37.

В деревне Хрычеве с 1873 г. существует земская народная школа; учащихся в 1897 г. было 40.

 

НИКУЛИНСКИЙ ПРИХОД

(действующий)

Село Никулино находится в 46 верстах от уездного города и в 170 от губернского.

Село Никулино среди народа известно под именем «Николы Нового» в отличие от Якушевской церкви, которую называют «Никола Старый». Отсюда можно заключить, что церковь в Никулине построена позднее, чем в Якушеве, но когда именно, сведений о том не сохранилось. Существующий в настоящее время в Никулине храм построен в 1814 г. на средства прихожан.

Престолов в этом храме три: главный во имя Вознесения Господня, в трапезной теплой во имя Святого Николая Чудотворца и Казанской иконы Божьей Матери.

Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно; чего-либо замечательного по ценности украшений или древности не имеется.

Причта в приходе по штату положено – священник, дьякон и псаломщик. На содержание их получается из разных источников до 500 рублей в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 2 десятины, пахотной 22 десятины, сенокосной 3 десятины и неудобной, поросшей кустарником, 12 десятин 1278 саженей; особого плана на землю нет, а значится она в плане помещичьей землей.

Приход состоит из села Никулина и деревень: Иванова (2 версты от церкви), Макарова (2 вер), Казакова (6 вер), Матюшни (6 вер), Купалищ (3 вер), Козлихи (3 вер), Щетинина (4 вер), Михалихи (3 вер), Есина (4 вер), Луполовой (3 вер), Митина (2 вер), Верещагина (2 вер), сельца Гагина (5 вер), Панина (2 вер), Вашкина (1 вер), Гмызина (1 вер), Курникова (3 вер), Ильина (3 вер), Серкова (3 вер), Больших Прудков (4 вер), Хмельничной (3 вер), Малых Прудков (6 вер), Алексеевки (2 вер), Голчиной (2 вер), Никитина (7 вер), и Кулигина (7 вер), а всего село и 26 деревень, в них по клировым ведомостям числится 317 дворов, 789 душ мужского пола и 1040 женского.

В Никулине с 1884 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1896 г. было 25.

 

НИЖНЕ-ЛАНДЕХОВСКИЙ ПРИХОД

(действующий)

Село Нижний Ландех на речке Ландех находится в 63 верстах от уездного города и в 140 от губернского.

По писцовым книгам Суздальского уезда 1628 г. село Нижний Ландех значится вотчиной князя Дмитрия Михайловича Пожарского, данной при царе Василии Ивановиче Шуйском за Московское осадное сидение; в селе был двор вотчинников, 16 дворов служних и 12 дворов бобыльских.

По переписным книгам 1678 года Нижний Ландех с многочисленными деревнями и починками  значится вотчиной князя Юрия Ивановича Пожарского; в этой вотчине было 361 дворов крестьянских, 167 дворов бобыльских, а население 1580 душ мужского пола.

Царем Федором Алексеевичем Ландех пожалован князю Черкасскому; в начале XIX века имение перешло к графу Владимиру Григорьевичу Орлову, который дал его в приданное дочери своей, вышедшей замуж за графа Панина. Далее им владел граф Алексей Николаевич Панин. Этот владелец также отдал имение в приданное за дочерью своей княгиней Софьей Алексеевной Щербатовой, которая и владела им до 1861 года.

В настоящее время Нижне-Ландеховский приход почти такой же многолюдный, как и Верхне-Ландеховский; в нем кроме села 80 деревень; деревни эти небольшие, нет среди их ни одной, где было бы 25 – 30 дворов.

Первые сведения о церкви в Нижнем Ландехе имеются в вышепоименованных писцовых книгах 1628 г.; в них отмечено: «в селе церковь Живоначальная Троицы древяна клецки, другая церковь Рождества Пресвятой Богородицы деревянный верх – строение мирское. При церкви два священника, дьячок, пономарь, просвирня, 10 келий нищих. Пашни церковной худые земли по 16 четвертей в поле, сена 10 копен, лесу 2 десятины. Деревня церковная запустела в лихолетье, то есть в смутное время».

В 1755 году деревянная Троицкая церковь сгорела и на месте ее в 1755 – 1768 гг. устроен каменный храм; до 1834 г. он разделен был на теплый и холодный, а в этом году обращен весь в теплый.

Престолов в этом храме три: главный во имя Живоначальной Троицы, в приделах во имя Святого Николая Чудотворца и в память Усекновения Главы святого Иоанна Предтечи. Над главным престолом в 1834 г. устроена резная золоченная сень на 4 колоннах.

Утварью, ризницей и святыми иконами церковь снабжена довольно богато. Из святых икон ценностью украшений отличаются иконы Живоначальной Троицы и Казанской Божьей Матери; тем же отличаются напрестольный крест, сребропозлащенные сосуды, напрестольное Евангелие в серебряном вызолоченном окладе (вес его 1 пуд 26 фунтов), риза, воздух и два покрова, шитые золотом и украшенные жемчугом.

В 1762 г. в Нижнем Ландехе сгорела и деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. В 1785 г., с благословения Суздальского епископа Тихона, на месте сгоревшей церкви начат постройкою каменный храм. Постройка окончилась только через 20 лет в 1805 году. Храм этот пятиглавый, величественной архитектуры и весьма благолепно украшен внутри.

Престолов в этом храме три: главный во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в приделах во имя Праведных Богоотец Иоакима и Анны и Всех Святых. Придельные алтари помещаются внутри главного за общим иконостасом. Над главным престолом устроена деревянная резная сень.

Из святых икон обращают на себя внимание Казанская икона Божьей Матери в бархатной, низанной жемчугом, ризе с серебряным венцом, Тихвинская икона Божьей Матери, которой благословил прихожан преосв. Ксенофонт в 1805 году при освящении храма, Нерукотворный образ Спасителя, икона Рождества Пресвятой Богородицы в серебряной вызолоченной ризе, Нерукотворный образ – на полотне древнего письма. Ценностью украшений отличается плащаница (2000 рублей), шитая в Арзамасском женском монастыре.

При этих двух церквах одна каменная с шатровым верхом колокольня, построенная в 1774 – 75 гг.

Кроме вышеуказанных церквей в Ландехе есть еще каменная двухэтажная церковь на кладбище. Построена эта церковь в 1807 г.; престолов в ней два: в верхнем этаже во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в нижнем – во имя Трех Святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами эта церковь снабжена достаточно.

В селе имеется три каменных часовни: а) Саввинская в честь преподобного Саввы Освященного, б) Ильинская, построенная в конце XVIII столетия и в) Никольская, построена в 1768 г.; в ней находится старинный Животворящий крест и резное изображение Николая Чудотворца; и то и другое перенесены в 1771 г. из часовни, бывшей на острове Святого озера; часовня принадлежит Святоозерскому женскому монастырю.

Причт в приходе состоит из трех священников, дьякона и трех псаломщиков. На содержание их получено (в 1896 г.) от служб и требоисправлений 2827 рублей, процентов с причтового капитала (6001 рубль) – 357 рублей, от земли пахотной и сенокосной 100 рублей и от хлебного сбора 80 рублей, а всего 3365 рублей. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 2 десятины 424 саженей, пахотной 30 десятин 1802 сажени, сенокосной 3 десятины 398 саженей; план и межевые книги на землю имеются. Кроме сего причт пользуется 16 десятин 2151 сажень сенокосной земли, приложенной в 1861 г.

Приход состоит из села Нижнего Ландеха и деревень: Чуркина (2 версты от церкви), Ярушина (3 вер), Гришина (3 вер), Демидова (6 вер), Струнят (9 вер), Борисова (10 вер), Саватей (13 вер), Филят (12 вер), Зарубина (13 вер), Тимина (10 вер), Грибкова (9 вер), Нова (6 вер), Козлова (5 вер), Есипова (6 вер), Гавриловской (5 вер), Емельянова (5 вер), Щербинина (6 вер), Власова (6 вер), Обрядина (3 вер), Вашеевской (3 вер), Быковой (3 вер), Ивановской (4 вер), Ионова (4 вер), Филисова (5 вер), Даниловской (2 вер), Селивановской (4 вер), Дерябина (6 вер), Ермакова (6 вер), Василева (9 вер), Белой Рамени (10 вер), Порошина (12 вер), Карпова (13 вер), Сарычева (15 вер), Копылова (17 вер), Климова (7 вер), Леднят (9 вер), Ярят (12 вер), Малахова (11 вер), Терехиной (10 вер), Логиновой (10 вер), Старой (9 вер), Дубят (6 вер), Блинова (6 вер), Нестерова (7 вер), Холмов (4 вер), Оранок (2 вер), Марамонова (3 вер), Петрушина (5 вер), Мешалкина (8 вер), Воронят (11 вер), Трусина (12 вер), Волкова (2 вер), Котрохова (2 вер), Першина (1 вер), Соболят (3 вер), Сосновца (3 вер), Романова (5 вер), Исакова (5 вер), Выползова (6 вер), Маркова (7 вер), Мазят (8 вер), Вахрина (8 вер), Загорья (8 вер), Доронина (9 вер), Шлыкова (10 вер), Макарова (9 вер), Оферовой (6 вер), Болтушек (12 вер), Молчанова (13 вер), Шишелова (5 вер), Ушева (1 вер), Шиловской (2 вер), Лыткиной (8 вер), Ганиной (12 вер), Болобина (13 вер), Хантурят (13 вер) и Морозят (13 вер), всего село и 80 деревень, в коих по клировым ведомостям числится 994 двора, 2778 душ мужского пола и 3179 женского.

В Нижнем Ландехе имеются две земских школы мужская и женская; в мужской обучается более 100 мальчиков ежегодно, в женской в 1897 г. училось 25 девочек.

В деревне Макарове с 1895 г. существует церковно-приходская школа; учащихся в 1897 г. было 29.

В деревне Воронятах есть школа грамоты; в школе в 1897 г. было 12 мальчиков.

 

ЯКУШЕВСКИЙ ПРИХОД

(не действующий, храм полностью утрачен)

Село Якушево находится в 45 верстах от уездного города и в 180 от губернского. Среди простого народа Якушево известно под именем «Николы Старого». Это название дает основание предполагать, что церковь в Якушеве построена в глубокой древности; но эта древность не простирается далее XVII века, ибо в писцовых книгах 1628 года в сельце Якушеве, принадлежавшем тогда князю Волконскому, церковь не показана; в сельце тогда был двор вотчинников и 8 дворов пашенных бобылей.

Когда построена в первый раз в Якушеве церковь, сведений о том не сохранилось, но судя по подписи на иконе Нерукотворного Образа, церковь существовала здесь в 1690 г.

До постройки настоящего каменного храма в Якушеве было две деревянных церкви, которые в 1819 г. сгорели.

В 1820 году вместо сгоревших церквей устроен каменный храм, который остается без изменений с наружной стороны до настоящего времени; внутренние же украшения храма обновлялись не однажды.

Престолов в храме в настоящее время пять: в холодном – в честь Смоленской иконы Божьей Матери, во имя святых равноапостольных Константина, Елены и святого пророка Ильи, в трапезе теплой – в честь Рождества Христова и во имя Святого Николая Чудотворца.

Утварью, ризницей, святыми иконами и богослужебными книгами церковь снабжена довольно богато. Из святых икон особенно чтимы прихожанами и окрестными жителями две иконы – Святого Николая Чудотворца и Нерукотворного Образа Христа Спасителя; на последней сохранилась надпись, что она написана по усердию попа Лупа Васильева в 1690 году изуграфом Флорищевой пустыни.

Причта в приходе по штату положено: два священника, дьякон и два псаломщика. На содержание их получается из разных источников до 1000 рублей в год. Дома у членов причта собственные на церковной земле.

Земли при церкви: усадебной 4 десятины 244 саженей, под церковью, кладбище и дорогами 4 десятины 2156 саженей, пахотной 47 десятин 2156 саженей, сенокосной 1 десятина и неудобной 18 десятин; план на эту землю имеется. Кроме того, в 1890 г. пожертвовано пахотной, сенокосной и лесной земли 58 десятин 497 саженей; доход с этой земли идет в пользу церкви.

Приход состоит из сельца Мордвинова (1 верста от церкви) и деревень: Михайловской (1 вер), Грачева (7 вер), Смыкова (3 вер), Боркова (1 вер), Сурков (6 вер), Самолюбова (6 вер), Антонова (4 вер), Рыкова (3 вер), Захарова (3 вер), Хмельничинова (7 вер), Тупицына (8 вер), Скорынина (9 вер), Брюхатова (8 вер), Жабок (8 вер), Серкова (6 вер), Хрипунова (3 вер), Борисова (4 вер), Шалгонова (4 вер), Афроси (6 вер), Лоханина (10 вер), Гаврилищ (3 вер), Норогова (6 вер), Ушева (1 вер), Осиновок (3 вер), Шихирей (5 вер), Хомутова (3 вер), Сосновки (4 вер), Тюрятова (9 вер), Рычагова (9 вер), Долгого Луга (9 вер), Ильина (5 вер), Нова (5 вер) и Вяхирева (7 вер), всего сельцо и 33 деревни, в них по клировым ведомостям числится 1477 душ мужского пола и 1703 женского.

В сельце Мордвинове с 1847 г. существует народная школа; в настоящее время содержится на средства земства; учащихся в 1897 году было 51.

В деревне Ильине есть школа грамоты; учится в ней 10 человек.»